Библиотека

«Зримый Саратов»

Консерватория имени Л. В. Собинова (проспект им. Петра Столыпина, 1)

     В самом центре города Саратова стоит здание, любимое не одним поколением горожан. Это — консерватория.

     Первоначально здание было построено в 1902 году для музыкального училища столичным архитектором Адольфом Ягном. 

  А с 1910 года начинается реконструкция здания местным архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым. Датой открытия консерватории считается 21 октября 1912 года.

  27 октября 1917г. в здании Консерватории была провозглашена Советская власть. В 1923 году постановлением Главпрофорба Консерватория на некоторое время преобразуется в музыкальный техникум, в 1935 году статус Консерватории восстанавливается и ей присваивается имя Леонида Собинова. До своего исторического состояния здание будет восстановлено только в 1975 году.

   Здание Консерватории выполнено в готическом стиле, полностью асимметрично.

  Главный фасад здания выходит на проспект им. Петра Столыпина, состоит из помещений разных архитектурных форм и уровней. Основное здание состоит из четырёх этажей. В нём размещён главный вход в Консерваторию, над которым, в районе второго этажа, находится большой балкон, спроектированный Адольфом Янгом. Слева от этого здания возведена пристройка, состоящая из трёх этажей. Слева и справа от этих двух зданий возвышаются две башни с большими готическими крышами, которые заканчиваются длинным шпилем. Башни имеют 5 этажей. 

Аудиогид “Консерватория”

 

 

 

 

 

Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных (ул. имени В. И. Чапаева, 61)

5 декабря 1873 года — знаменательная дата для Саратова. Ведь именно в этот день братьями Никитиными, Акимом, Петром и Дмитрием, уроженцами Саратовской губернии, был сделан первый шаг к зарождению в нашем городе, да и во всей стране, первого настоящего, стационарного цирка.

Первоначально это было деревянное здание, с круглой парусиновой крышей, а в 1915 году братья приняли решение построить в Саратове самое большое каменное здание цирка. Построено оно было в 1931 году. Проект деревянного купола выполнил инженер Константин Павлович Диваков. Здание эксплуатировалось до 1962 года. После чего на его основе было сооружено новое здание по проекту архитекторов Кирилла Михайловича Макулова и Тараса Григорьевича Ботяновского. Именно тогда появилась чешуйчатая крыша из оцинкованного листа у реконструированного купола.

Обратим внимание на фасад здания. Он имеет прямоугольную форму, по центру его возвышается верхняя часть купола. На крыше здания, справа, красуется красная надпись «Цирк». Само здание имеет серый цвет. На переднем фасаде — три ряда окон с затемнением. В первом ряду находится три больших входа.

По боковым сторонам фасада можно увидеть 19 различных фигур, которые создал скульптор Александр Петров. Это скульптуры цирковых дрессированных зверей и артистов. В левом крыле мы видим старый цирк (1873 год), справа — современный (1963 год).

Будем надеяться, что существование этого здания будет продолжительным, а все жители и гости города смогут регулярно погружаться в волшебный мир детства.

Аудиогид “Цирк имени братьев Никитиных”

 

 

 

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Саратовский Радищевский музей как первый общедоступный музей в российской провинции был основан по инициативе художника, коллекционера и общественного деятеля Алексея Петровича Боголюбова (1824 – 1896), внука писателя и философа Александра Николаевича Радищева. 

А.П. Боголюбов обратился к властям Саратовской губернии с предложением создать в городе музей, который носил бы имя Радищева, и выразил готовность подарить для этого своё собрание произведений русских и западноевропейских художников второй половины XIX века.

Специально для музея было выстроено здание по проекту петербургского архитектора И. В. Штрома и при активном участии саратовского архитектора А.М. Салько, который руководил работами.

Историческое здание Саратовского Радищевского музея – двухэтажное кирпичное с полуподвалом. Памятник архитектуры федерального значения, уникальный памятник истории русской культуры и гражданской архитектуры второй половины XIX века. Специалисты справедливо называют его примером так называемого «кирпичного стиля», широко распространенного в 1870-1880-е годы.

Объёмная композиция здания Радищевского музея и его планировочная структура определены принципом строгой функциональности. 

В ноябре 1882 года была избрана Комиссия по постройке музея, а в мае 1883 года состоялась церемония торжественной закладки здания. 29 июня 1885 года двери прекрасного здания музея распахнулись. 

Композиция плана и главного фасада навеяна образами классицизма: симметричная, завершённая небольшим фронтоном лицевая часть здания с ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту), отдельные элементы ризалита – колонны между окнами на втором этаже, подоконные балюстрады, многостворчатые прямоугольные окна по всему зданию.

Выразительность зданию придаёт сочетание кладки из тёмно-красного кирпича и облицовки белым камнем. На главном фасаде центральный ризалит целиком – от цоколя до фронтона – облицован белым камнем. 

Вход в здание осуществляется через центральные двери, к которым ведут ступени, а также широкие пандусы.

Музейная коллекция насчитывает около тридцати трёх тысяч единиц хранения. Это живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства. Кроме того, музей располагает собранием редких книг и архивными материалами. 

Наиболее значителен раздел русского искусства, который хронологически начинается с икон XV-XIX вв., предметов декоративно-прикладного искусства, уникальной коллекции деревянной культовой скульптуры работы поволжских мастеров XVIII-XIX вв.

Радищевский музей стал сразу и естественно средоточием культурной жизни Саратова. Его называют кто Саратовской Третьяковкой, кто Эрмитажем Поволжья. 

Открытие первого провинциального музея в России стимулировало организацию подобных очагов культуры в Казани (1895), Нижнем Новгороде (1896), Самаре (1897), Пензе (1897).

Аудиогид “Музей имени А.Н. Радищева”

 

 

 

 

 

Гостиница «Волга» («Астория») (проспект им. Петра Столыпина, 34)

В середине XIX века на улице Немецкой (ныне проспект им. Петра Столыпина), между улицей Вольская и улицей Александровской (ныне улица Горького) стоял длинный одинокий особняк с мезонином князя Куткина. 

В 1911 году купцом I гильдии Д.В. Тихомировым это здание было выкуплено с целью построить на этом месте гостиницу. После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы. Первый камень был заложен весной 1914 года. 

Проект гостиницы, названной «Астория», подготовил архитектор Семен Акимович Каллистратов. К осени 1917 года возведение отеля завершилось.

В 1956 году название гостинице заменили. Она стала называться «Волга». Недавно отель был переоборудован с учетом современных требований комфорта.

Здание выполнено в стиле позднего модерна, имеет строго геометрические линии. Здание украшают пилоны (башнеобразные сооружения), на которых застыли парные фигуры средневековых рыцарей и гонцов. Автором скульптур являлся преподаватель Боголюбовского рисовального училища скульптор Николай Петрович Волконский. Здание имеет 5 этажей, балконы. 

В четких линиях, в торжественном ритме и величавом силуэте здания гостиницы «Астория», нынешней «Волги», руками прекрасных мастеров сложена последняя рифма баллады о переселенцах.

Аудиогид “Гостиница Волга”


1194