Балаковский филиал Областной специальной библиотеки для слепых предлагает вашему вниманию online встречу с прекрасным, посвящённую 125-летию со дня рождения Полины Горенштейн, в рамках Месячника белой трости.
Лина Михайловна По, настоящее имя — Полина Михайловна Горенштейн, (1899-1948) — балерина, хореограф, режиссёр-постановщик, актриса, скульптор.
Окончив хореографические мастерские, получив диплом со специальностью режиссёра-постановщика танцев, обаятельная балерина под псевдонимом Лина По танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. Её увлечения рисованием и скульптурой помогали Лине глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев.
В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, тяжелейшие последствия которого — паралич и полная слепота. Жизнь на сцене была окончена бесповоротно и навсегда.
Лина Михайловна обладала особой разновидностью зрительной и слуховой памяти, известной в психологии под названием эйдетизм. Человек, наделённый такой памятью, не вспоминает, не представляет в своем воображении образ, а видит и «слышит» его. Ей удавалось извлекать из памяти в полной сохранности, не упустив ни одной детали, задуманное произведение и воплощать его на ощупь в натуре.
Благодаря профессору Дмитрию Шамбурову, под руководством которого велось лечение балерины, и художнику Михаилу Нестерову Лина всерьёз занялась скульптурой.
В 1937 году первые работы Лины По экспонировались на Всесоюзной выставке в Московском музее искусств. А ещё через год была открыта персональная выставка её скульптур. В 1939 году Лину Михайловну приняли в Московский союз советских художников.
За 12 лет неустанного, кропотливого и тяжёлого труда Лина По создала более сотни скульптур и скульптурных композиций. Поистине потрясли современников своей жизненностью и характером скульптурные портреты Пушкина и Чехова. Кроме ваяния Полина Михайловна занималась изготовлением кукол для детского театра.
Лину По знали, как очень трудолюбивого, жизнерадостного и доброго человека. Её жизненным подвигом восхищались современники, ставившие её имя в один ряд с именами Николая Островского и Алексея Маресьева.
Не перестают восхищаться ее силой воли и в наши дни. Её имя имеет мировое значение, и талант был очень высоко оценен многими. Эта хрупкая женщина не позволила себе умереть ни как человеку, ни как личности. Она показала людям, что ни при каких жизненных катастрофах нельзя сдаваться. Сколько бы не было отпущено судьбой — нужно пройти этот путь сильно, достойно и красиво!
76