Библиотека

«Педагог – не звание, педагог – призвание» (Балаковский филиал)

Балаковский филиал предлагает вашему вниманию час интересных сообщений «Педагог – не звание, педагог – призвание», посвященный Станиславу Теофиловичу Шацкому, 145 лет со дня рождения которого исполняется 1 июня 2023 года. Мероприятие рассказывает о жизни и деятельности русского педагога-экспериментатора С.Т. Шацкого, а также о значении воспитательной системы наставников молодежи супругов Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких в истории отечественной социальной педагогики.

Станислав Теофилович Шацкий (1878 1934)  выдающийся русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания, впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании. 

Педагог Станислав Шацкий организовал    научную школу, которую представляли педагоги Александр Фортунатов, Луиза Шлегер, Михаил Скаткин, Валентина Шацкая и другие. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Утверждая органическую связь школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея заключалась в том, что Шацкий не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. 

Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт Станислав Теофилович целиком отдал делу создания новой школы и педагогики. Взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, характеризуют воспитательную систему педагога Станислава Шацкого. 

 

 


437