В 2022 году исполняется 180 лет издания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Произведение у многих ассоциируется с мистикой и неспроста. Гоголь был первым русским писателем, объединившим сверхъестественное с реальностью. Второй том «Мёртвых душ», о причинах сожжения которого по сей день ведутся споры, стал синонимом нереализованного замысла. Первый том – пособие по жизни русского дворянства 1830-х годов, энциклопедия помещичьих и чиновничьих грехов. Запоминающиеся образы, наполненные глубокими размышлениями лирические отступления, тонкая сатира – всё это вместе с художественным талантом автора не только помогает понять специфические особенности эпохи, но и приносит истинное читательское наслаждение.
Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – Ад. Второй – Чистилище. Третий – Рай. Нам остаётся только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а так же о том, почему Гоголь не закончил поэму.
Главный вопрос – почему творение «Мёртвые души» называют ПОЭМОЙ. Ответ прост: Гоголь сам определил жанр своего произведения.
Ведущая мероприятия Елена Хатыпова напомнила читателям историю создания поэмы, представила галерею образов главных героев. Во время громких чтений сотрудники библиотеки прочли описания помещиков, их быта, характерных, присущих только им, черт.
К громкому чтению присоединились читатели библиотеки. Постоянная читательница, друг библиотеки Галина Георгиевна Сидоренко представила присутствующим образ помещика Плюшкина и поделилась своими размышлениями о персонаже.
Гоголь саркастически описывает своих героев и размышляет над их судьбами, проводит забавные параллели. Система образов, введённая Гоголем, до сих пор находит соответствия в реальности.
Каждый сделает свой вывод, прочитав это произведение. Кто-то возразит Гоголю. Кто-то согласится с ним. «Мёртвые души» занимают центральное место в творчестве писателя. Поэма интересна множеством особенностей, описаний, характеризующих типы и характеры героев. Герцен писал: «Мёртвые души» потрясли Россию!». А.С. Пушкин восклицал: «Боже, как грустна наша Россия!». В. Белинский ставил произведение выше всего, что было в русской литературе, однако, сетовал на чрезвычайно напыщенный лиризм. Высказываний критиков и любителей о поэме было множество, все они разные, но, несомненно, одно: произведение вызвало огромный резонанс в обществе, заставило глубже смотреть на мир, задавать серьёзные вопросы.
Образы помещиков на громких чтениях представили сотрудники ГУК «Областная специальная библиотека для слепых»:
510