Библиотека

«Великий комедиограф»

В Энгельсском филиале ГУК «Областная специальная библиотека для слепых» с 11 января для читателей открыта книжная выставка к 400-летию Жана Батиста Мольера (1622 - 1673).

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав. Однако ни юридическая карьера, ни ремесло отца его не привлекали, так как театр.

Тогда он взял себе псевдоним Мольер и в возрасте 21 года организовал труппу из 10 актеров – «Блистательный театр». Не найдя себе популярности в столице, они примыкают к труппе бродячих артистов и путешествуют в провинции. Именно во время этих путешествий он набрался театрального и житейского опыта. В связи с отсутствием нового репертуара Мольер занялся драматургией. Многие из фарсовых сцен, написанных на тот момент, не сохранились. Остались только небольшие пьесы «Летающий лекарь» и «Ревность Барбулье». К более поздним пьесам относятся «Проделки Скопена», «Горжибюс в мешке».         Вскоре труппа Мольера все же добилась успеха и по приглашению брата короля вернулась в столицу. 

Период пребывания в Париже был ознаменован появлением таких замечательных комедий, как «Тартюф», «Дон Жуан», «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве».

В них он, как правило, высмеивал ханжество, тупость, чванство, дворянскую спесь и прочие пороки, присущие обществу того времени. Мольер был не только виртуозным драматургом, но и замечательным актером. Когда 17 февраля 1673 года ему стало плохо на сцене, начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, чтобы не сорвать спектакль. Позже он был перенесен домой и через несколько часов скончался.

У читателей Энгельсского филиала есть возможность познакомиться с произведениями Жана Батиста Мольера, изданными  на специальных носителях. Предлагаем вашему вниманию описание книг, представленных на выставке.

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

«Мещанин во дворянстве» - блестящая, искрометная комедия классика французской литературы Жана Батиста Мольера. Попытки необразованного, невежественного, неотесанного мужлана с большими деньгами выглядеть как благородный дворянин не могут не вызывать смех. Главный герой то и дело попадает в нелепые ситуации, а окружающие не упускают возможности воспользоваться его манией себе во благо.

Ж.Б. Мольер «Тартюф»

«Тартюф» – одна из самых известных пьес Мольера, едкая сатира на религиозное лицемерие, остающаяся актуальной и в наши дни. Члены семьи Оргон стали заложниками в руках подлого манипулятора, потому что глава семьи и его мать, г-жа Пернель, попали под влияние обманщика, скрывающегося под личиной праведника. Прикрываясь показным благочестием, коварный обманщик ведет свою игру. Видимое смирение не обманывает остальных членов семьи, но они бессильны. Господин Оргон, в порыве экстатического очарования святым человеком, не только обещает ему в жены собственную дочь, но и отписывает все состояние, даже не задумываясь о последствиях

Ж.Б. Мольер «Дон Жуан»

В эпоху торжества антисистем, когда мир переворачивается с ног на голову, когда зло становится добром, а добро злом, когда положительный отбор заменяется отрицательным, а ложь забивает самые ростки погибающей правды, мольеровский  «Дон Жуан» становится актуален, как никогда. Ибо в нем высмеивается лицемерие — главный гарант и двигатель всего наиподлейшего, что есть на земле. Потому, что, только прикрывшись им, можно обещать одно, а делать совсем другое, казаться одним, а быть его полной противоположностью. И если этот мир и обречен на гибель, то именно через лицемерие, демагогию и заведомый, сознательный обман доверившегося.

Ж..Б. Мольер «Комедии»

Автор блистательных пьес, создатель жанра социально-бытовой комедии, знаменитый актер, реформатор сценического искусства, Мольер во всех своих произведениях оставался, прежде всего, французом: обаятельным, ироничным, афористичным, легким и остроумным. В издание вошли все лучшие произведения великого французского драматурга, шедевры его сценического искусства: «Школа жен», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Дон Жуан», «Тартюф».


450