Библиотека

«… Я осудил сам себя беспощадным судом» (Балаковский филиал)

Мероприятие посвящено жизни и творчеству поэта, писателя, публициста Николая Алексеевича Некрасова; знакомит с интересными фактами биографии великого поэта и писателя; аудиозаписи и видеоматериалы дополняют представление о литературном наследии певца доли народной Николая Некрасова.

Имя Николая Алексеевича Некрасова известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Николай Некрасов - классик русской поэзии, писатель и публицист. Известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Одно из самых известных произведений писателя - поэма «Кому на Руси жить хорошо». 

Жизнь Николая Некрасова была интересна и насыщена удивительными событиями. Он познал всё: хорошее и плохое, любовь и предательство, заботу и равнодушие.

Мать Елена Андреевна - прекрасно образованная и утонченная женщина - была для сына лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. Сын безмерно восхищался ей и боготворил. Она нередко становилась образом лирической героини в поэзии Некрасова. 

Дела в родовом имении были сильно запущены, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты.

Получив прекрасное домашнее образование, в 11 лет Николай поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до пятого класса. В 1837 году Некрасов отправился в Петербург, где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу. Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении» к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. В конце 1846 года Николай Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник». В 1848 году Некрасов стал совладельцем периодического издания.

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Гончаров, Александр Герцен, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой. В журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника». С первых лет руководства журналом Некрасов был не только вдохновителем и редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов: печатал стихи, прозу, литературную критику, публицистические статьи.

В июне 1862 года правительство перешло на путь прямой расправы с непокорным журналом, и только нечеловеческими усилиями Некрасов продлил существование «Современника» на три с половиной года. К 1866 году журнал получил уже два предостережения о закрытии, из них второе было результатом помещённого в журнале стихотворения Некрасова «Железная дорога». В июне 1866 года журнал «Современник» был закрыт навсегда. 

После закрытия «Современника» Некрасов занялся изданием журнала «Отечественные записки», одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений - крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Личные нравственные качества поэта Некрасова ввиду некоторых его поступков были неоднозначны для современников и остаются предметом споров до сих пор. Его называли «двойной человек». Некрасов и сам иногда признавался: «Во мне было всегда два человека - один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с тёмными силами, а другой такой, каким создала меня природа».  

Тем не менее, Корней Чуковский, делавший в 1920-х годах углублённый обзор жизни и творчества Некрасова и систематизировавший факты его биографии, считал, что Некрасов совершенно искренне переживал о народе и действительно имел революционно-демократические взгляды, но при этом, будучи морально слабым человеком по своей натуре, просто не мог отказать себе в несущих большую выгоду делах и в проявлениях роскошной барской жизни. 

«Я не слишком нравлюсь себе самому, - признавался Некрасов, - я осудил сам себя беспощадным судом».

По мнению литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов - реформатор русского стиха, художник русского слова, который впитал все богатства народной речи, и крупнейший выразитель национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. 

Николай Алексеевич Некрасов стал великим народным поэтом: ему удалось раскрыть характер русского человека, нарисовать величественный образ народа-труженика, показать его трагическую судьбу, передать его думы, стремления и надежды. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера.


473