Библиотека

«Мастер мистического слова» (Балаковский филиал)

Переплетение в самых неожиданных, но внутренне закономерных формах 

реальности и фантастики – черта таланта Булгакова.

Константин Паустовский,

писатель, сценарист, педагог, 

журналист, военный корреспондент

15 мая 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). Этого человека сегодня знает весь мир. По данным ЮНЕСКО, Булгаков - один из самых читаемых писателей минувшего столетия и века нынешнего. «Мастер», как часто называют писателя по имени главного героя его романа, создал более 170 произведений, ставших классикой русской литературы и встал особняком в ряду писателей не только XX столетия, сотворив миф, в котором переплетены и факты его биографии, и фантасмагорический мир его персонажей. 

На выставке «Мастер мистического слова» в Балаковском филиале представлены научно-популярные, художественные издания на разных носителях и разных форматов, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, посвященные судьбе, личности и творчеству М. Булгакова, рассказывающие об его жизни, о творческих исканиях, о завещании Мастера, которое исполнилось почти через 30 лет после его смерти. Выставка дополнена цитатами автора и высказываниями известных личностей о нём, интересными фактами его биографии; предоставляет возможность прослушать и посмотреть отрывки из произведений М. Булгакова и созданных по ним кинофильмов.

Писательский путь гениального писателя, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной, энергичной борьбы с трудностями и недоброжелателями, но пройдя через все жизненные испытания, он остался настоящим гуманистом.

Михаил Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Булгакова и его жены преподавательницы гимназии Варвары. Будущему прозаику, драматургу, театральному режиссеру, актеру, автору множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и даже оперных либретто очень повезло с родителями. Отец Булгакова свободно владел греческим, немецким, французским и английским языками, читал на старославянском. Мать - утонченная интеллигентка, привила детям любовь к искусству, музыке, чтению. 

Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов. В 8-летнем возрасте Булгаков впервые прочел «Собор Парижской Богоматери», которую он запомнил наизусть. Однако несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. По его признанию, на тот момент профессия врача являлась для него блестящим вариантом, так как давала возможность быть независимым и помогать людям. 

Однако учебу в Киевском университете прервала Первая мировая. Михаил отправился на фронт, служить тем, кем был по образованию, – врачом. В полевом госпитале будущий автор прослужил до осени 1916 года. Вернувшись с фронта, Булгаков направился в Смоленскую губернию, чтобы занять пост заведующего сельской больницей в Николино Сычевского уезда. Согласно документам из архива земской управы молодой человек, показал себя хорошим врачом, о чем свидетельствуют факты: в журнале приема общее количество больных составило 15 тысяч; все хирургические операции, проведенные Булгаковым, были успешны.

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. Здесь он начал писать книгу «Записки юного врача» - о глухой российской провинции, где порошки от малярии, выписанные на неделю, глотают сразу, рожают под кустом, а горчичники ставят поверх тулупа…

17-й год врезался в память Булгакова бесконечными разбоями и дебошами, которые он наблюдал во время поездки в Саратов и Москву. И морем крови… «Я стараюсь жить, не замечая его (настоящего)…», - писал начинающий врач в одном из писем сестре. Он видел все, что происходило в стране, собственными глазами и сформировал свое отношение к этим событиям. 

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть Россию с Добровольческой армией. 

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы: «Гудок», «Рабочий», журналы «Медицинский работник», «Россия» и «Возрождение», принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли Федор Сологуб, Николай Гумилев, Корней Чуковский, Александр Блок.

Булгаков произведений затрагивают самые разные темы. Он писал о любви, о женщинах, о жизни. Также часто он размышлял на тему добра и зла: «что бы делало добро, если не было бы зла?».

В 1924-1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения: «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия» (1925 г.), «Зойкина квартира», пьесу «Дни Турбиных» (1926 г.), «Багряный остров» (1927 г.), «Бег» (1928 г.).

В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных». Скандальная пьеса, которую Сталин назвал «антисоветской штукой», сначала была разрешена на год. Однако впоследствии неоднократно возвращалась на сцену, так как пришлась по душе вождю. Он видел ее более 10 раз. 

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Евгением Замятиным и Анной Ахматовой. Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в драме «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Имея репутацию полуопального писателя, он писал Сталину, просил за арестованных сына и мужа Анны Ахматовой, за сосланного друга Николая Эрдмана.

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. 

«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал». (Из письма И. Сталину, март 1930 г.).

В 1932 году Булгаков женится в третий раз - на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет. Именно ее образ стал прототипом Маргариты из романа «Мастер и Маргарита». Шиловская избавила от одиночества автора в последние годы его жизни, а после смерти добилась издания основных произведений писателя. Елена Сергеевна стала для Булгакова возлюбленной, музой, секретарем, хранителем всех его бумаг (в 1933 году писатель передал ей доверенность на распоряжение его произведениями). А еще бесценным биографом: все семь лет совместной жизни она вела дневник, помогающий представить, что перечувствовал отвергнутый властью и литературными кругами творец. Сама она видела цель своего существования в том, чтобы сохранить каждую строчку, написанную любимым человеком. 

Последнюю попытку издать свое произведение Булгаков сделал в 1933 году (пьеса «Жизнь господина де Мольера») и потерпел неудачу. До самой смерти мастер больше не издавался. 

В 1934 Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький, Алексей Толстой, Александр Фадеев.

В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр - в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года - после почти пяти лет репетиций. Хотя премьера прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена. В 1937 году Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». 

В 1939 году здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали наследственную болезнь почек, от которой умер отец Михаила Афанасьевича. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита», он не увидел даже черновика своего произведения.

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 13 февраля, за три недели до смерти, ослепший, измученный страшными болями, он прекратил редактировать роман на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». За пять дней до смерти М. А. Булгакова, его жена поклялась жить до тех пор, пока не издаст роман «Мастер и Маргарита».

Как всякому смертному, мне кажется, что смерти нет.
Ее просто невозможно вообразить. А она - есть.
Михаил Булгаков (1940)

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич заснул, и так ровно и глубоко было его дыхание, что жена поверила: свершилось чудо, он поборол болезнь! Но вот по лицу прошла легкая судорога, он как-то скрипнул зубами, и жизнь тихо-тихо ушла от него. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве. Его жена - так желал сам Булгаков - установила на могиле камень «голгофу», ранее лежавший на могиле Н. Гоголя. 

Интерес к его личности непреходящий, творчество постоянно экранизируется, произведения волнуют и продолжают волновать современных людей. Одна из причин актуальности его творчества состоит в том, что Булгаков, писатель тонкий и проницательный, удивительно остро чувствовал время, и не только, в котором он жил, но и то, которое наступит, и эта целеустремлённость, обращённость в будущее делает его произведения на редкость современными нам и нашей эпохе, открывающей двери в XXI век.  

 

В книгах Булгакова зашифрована вся история советской литературы довоенного времени. 

Надо только суметь разобрать эту тайнопись.

 Борис Соколов,

историк и литературовед.

С конца 20-х годов и до 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. В начале пятидесятых годов за Булгаковым была стойкая репутация «забытого писателя». И вдруг за какие-нибудь пять-семь лет возник «феномен Булгакова», издаются:

в 1963 году - «Записки юного врача»;
в 1965 году - сборник «Драмы и комедии» и «Театральный роман»;
в 1966 году - том «Избранной прозы» с «Белой гвардией»;
в 1966-1967 году - «Мастер и Маргарита».

 

Посмертная судьба литературного наследия Михаила Афанасьевича Булгакова сложилась довольно успешно. Самый известный роман писателя «Мастер и Маргарита» все-таки был напечатан, его пьесы вернулись на театральные сцены. А сколько фильмов и сериалов снято по мотивам произведений классика! И не только…

Портрет Михаила Булгакова в Москве на торце дома № 33 в Большом Афанасьевском переулке уже несколько лет радует поклонников булгаковской прозы. Портрет высотой в 6 этажей появился здесь в сентябре 2014 года в рамках проекта «Наследие». Выше портрета нарисован черный кот, тень которого, якобы, до сих пор видят жильцы, когда он выпрыгивает из окон дома №4. Это не кто иной, как известный булгаковский персонаж - кот Бегемот. Именно здесь, в Афанасьевских переулках, происходили основные события романа «Мастер и Маргарита». Неподалеку расположен и дом-музей М. А. Булгакова.

Растущая популярность его книг, очень «личных», как бы непосредственно разговаривающих с вами, притянула внимание и к самому автору - его биографии, его судьбе. Многое из его творчества автобиографично. Он дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе, противившейся его дару, достоинство и мужество художника. 

Из интересных фактов о Михаиле Булгакове:

 

О продаже души

Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, - пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу.

Клад Михаила Булгакова

Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.

«Собачье сердце» и русская революция

Традиционно повесть «Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков - аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин - это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), профессор Преображенский - это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым - это Троцкий (Бронштейн), Швондер - Каменев, ассистентка Зина - Зиновьев, Дарья - Дзержинский и т. д.

Прототип Бегемота

У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой - черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.

Иван Васильевич: назад в будущее

«Ивана Васильевича» Булгаков написал ещё в 1934 году, но триумфальный успех пришёл к нему в 1973 году, когда к пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто - на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы.

Михаил Булгаков в своих произведениях боролся с пошлостью, лицемерием, жадностью и другими человеческими пороками, он хотел видеть людей лучше. Обладая острым умом и юмором, он отделял правду от лжи и выносил беспощадный приговор самым страшным оружием – смехом.

Булгаков известен как самый мистический и загадочный писатель. В один из вечеров, когда тяжело больной писатель Михаил Булгаков ещё мог говорить, он сказал своей жене Елене Сергеевне, что хочет составить завещание. И в этом завещании должны быть такие строки: человек, который придет к нему, Булгакову, после того, как будет опубликован роман «Мастер и Маргарита», - в день, когда он сжег первый вариант рукописи романа, - и положит цветы на могилу, должен получить определенный процент от авторского гонорара.

Роман увидел свет лишь в 1966 году, а весной 1969 года на Новодевичьем кладбище появился молодой человек, который искал могилу неподалеку от могилы Чехова. И нашел то, что искал. Именно могилу Михаила Булгакова искал в тот весенний день молодой человек. 

Нашел и расстроился: ни одного цветка. Молодой человек вернулся к воротам, к цветочному магазину. Положил цветы, постоял немного и уже собирался уходить, как увидел пожилую даму. Она спросила его домашний адрес и номер телефона. Молодой человек смутился, но представился: «Владимир Невельский, журналист из Ленинграда». Дама записала фамилию, имя, отчество, ленинградский адрес, телефон и, поблагодарив, пошла к выходу. А молодой человек стоял и терялся в догадках: что все это значит? 

Недели через две на его домашний адрес из Москвы пришел почтовый перевод - деньги были огромные. Через день-два Владимиру Невельскому позвонила Елена Сергеевна Булгакова рассказала Невельскому о необычном завещании Булгакова. На эти деньги праправнук русского адмирала и мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского купил себе катер и назвал его «Михаил Булгаков ...

Его известность нарастала как шквал, из литературной среды перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам.

Восстановление забытых имен - естественный процесс обогащающейся наследием культуры. Но то, что случилось с Булгаковым, не имело, пожалуй, прямой аналогии в нашей стране. Им зачитывались студенты и пенсионеры, его цитировали школьники, кот Бегемот, Воланд, Азазелло и Маргарита переходили в бытовой фольклор. Дольше других медлили с признанием Булгакова критики и профессора литературы, не давая его творчеству заметной цены и оттесняя в общий перечислительный литературный ряд. В 1975 году интерес к Булгакову был сильнее, чем в 1965-м, и не остыл к 1985-му. Более того, нет примет, чтобы в ближайшее десятилетие интерес к писателю пошел на убыль.

Сам себя Булгаков называл «загнанным волков». Однажды он посчитал, что среди 300 отзывов на его произведения лишь три были положительные. Но сегодня его романы разобраны на цитаты и афоризмы, ими зачитываются миллионы поклонников во всем мире, а самого автора считают великим и талантливым человеком.

Михаил Афанасьевич был не только потрясающим писателем, но и замечательным афористом. 

Из цитат Михаила Булгакова:

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Зачем тебе весь мир, если его никому не хочется подарить …

Честность всегда приводит к неприятностям.

Рукописи не горят.

Правду говорить легко и приятно. 

Самый страшный гнев - гнев бессилия.

Язык может скрывать истину, а глаза никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а  вы  пойманы. 

Это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. 

Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.  

 

Михаил Булгаков по-настоящему, осмысленно  любил Россию, был приверженцем  соблюдения и развития лучших духовно-культурных традиций русского народа. Он был человеком чести  и достоинства,  не способным кривить душой, был своего рода страдальцем, мучеником, очень рано понявшим, что России придется испытать грандиозные потрясения.

Из высказываний известных личностей о Булгакове:

Константин Симонов (прозаик, поэт, драматург, киносценарист, общественный деятель, журналист, военный корреспондент): 

«... бросается в глаза то, как неразрывно была связана личность М. А. Булгакова с его литературным трудом, с тем упорством, самоотвержением, глубокой внутренней честностью и строгостью к себе, которые были характерны для него как для писателя».

Александр Фадеев (писатель, общественный деятель, журналист, военный корреспондент, генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР):

«… Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный, и очень умный – с ним, даже с тяжело больным, было интересно разговаривать, как редко бывает с кем. И люди политики, и люди литературы знают, что он – человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что его путь был искренен, органичен …».

Виталий Виленкин (театровед, литературовед, переводчик):

«Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный - всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, - уже вторично, зависимо от этого главного, привлекавшего к себе как магнит…». 

Спустя почти столетие все эти произведения пользуются неизменным успехом у читателей, интерес к творчеству Булгакова не ослабевает. Увлекательные сюжеты («фантастика, корнями врастающая в быт»), яркие образы, нравственные проблемы, поднятые до вселенского масштаба, - все это заставляет вновь и вновь возвращаться к прочитанному.

Творчество Михаила  Булгакова оказывает колоссальное  влияние на современный мир.  И не потому только, что его  признают гениальным писателем,  драматургом. Булгаков был не  менее гениальным мыслителем, способным  не только правильно оценить  самые сложные и запутанные  общественно-политические ситуации, но и предвидеть обозримое  будущее.

 

 

 


922