Библиотека

Коррекционно-развивающие занятия «Солнечный круг» для дошкольников с нарушением зрения

В своей работе мы используем индивидуальный подход, стараемся раскрыть внутренние возможности каждого ребенка и способствовать его продвижению по пути самостановления.

Расписание занятий

Возрастная группаТип занятийДни неделиВремя
2-3 годаГрупповыеСреда

-

4-5 летГрупповыеЧетверг

-

Дошкольники
 
Индивидуальные
(по запросу)
Среда
 

с 09:00 до 12:30

Младшие школьникиИндивидуальные
(по запросу)
Четверг

с 13:30 до 17:30

Задачи наших коррекционно-развивающих занятий

  • Развитие навыков пространственной ориентировки
  • Развитие игровых навыков
  • Развитие навыков взаимодействия с другими детьми и взрослыми (умение уступать, помогать, совместная деятельность)
  • Развитие общей и мелкой моторики (подготовка пальчиков к письму)
  • Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление)
  • Развитие речи (формирование активного словаря)
  • Знакомство с цифрами и основными геометрическими фигурами
  • Знакомство с окружающим миром (представление о предметах находящихся в пространстве, времена года, природные явления, дикие и домашние животные и многое другое)

План групповых занятий с дошкольниками с нарушением зрения

  • Музыкальное приветствие («эмоциональное» начало работы)
  • Пальчиковые игры и гимнастика для рук (развитие мелкой моторик)
  • Расширяем кругозор (знакомство с окружающей и социальной действительностью)
  • Творческая мастерская (рисование, лепка, аппликация)
  • Занятие в развивающей среде по интересам ребенка
  • Музыкальное прощание

Особое внимание на занятиях мы уделяем:

  • обучению ориентировке в пространстве и мобильности дошкольников с нарушением зрения. Так как это является важным условием формирования полноценной личности и способствует успешной адаптации незрячего человека среди людей с хорошим зрением;
  • знакомству с окружающей и социальной действительностью — развитие у ребенка целостной картины мира. Наша задача — дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира, научить малыша быть наблюдательным, восхищаться каждой даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или прохладный ветерок, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, а также работать с книгами;
  • развивающей среде — это индивидуальная работа в специально подготовленной среде, направленная на всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения. В процессе свободной работы ребенок научается: самостоятельно находить и исправлять ошибки; просить о помощи и принимать её, работать в паре, согласовывать действия и договариваться, находить компромисс.

* * *

В помощь родителям и детям с нарушением зрения, в нашей библиотеке, мы создали специально оборудованную среду (с сенсорной зоной), имеющую специальное оборудование: световое, декоративное, тактильное и аудиовизуальное, которое способствует развитию моторики, координации движения, развитию чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводит психоэмоциональное состояние ребенка в равновесие.

Большим успехом у ребят пользуются специальные кресла, наполненные мягкими полистироловыми шариками, что позволяет изделиям идеально повторять контуры человеческого тела, обеспечивая снятие мышечного напряжения и достижение полного расслабления.

Удивительное впечатление производит воздушно-пузырьковая колонна и световая сеть проектора, в виде звездного неба. Для их использования необходимо затемнить помещение, а затем погрузиться в созерцание завораживающих световых эффектов под расслабляющую музыку.

Также в работе с дошкольниками с нарушением зрения, мы используем интерактивные сенсорные панели и безопасные зеркала с фибероптической подсветкой (суть работы данного изделия заключается в том, что свет, отраженный от зеркальной поверхности, превращается в невероятно красивые блики, которые стимулируют зрительные и тактильные ощущения).

С помощью настенного модуля «Зубчатые колеса» дети совершают маховые и вращательные движения одной рукой, затем асинхронные вращательные движения двумя руками, что способствует подготовке руки к письму, развитию мышления и стимулированию мозговой деятельности.

С помощью настенного модуля с шестью дверцами, замочками и задвижками у детей развивается мелкая моторика, развивается причинно-следственная связь, освоения алгоритмов открывания и запирания различных бытовых замков.

С помощью настенного модуля для развития запястья (движение по прорези) у ребят совершенствуется фиксированные непрерывные движения рукой, имитирующие письмо, вращательно-поступательные движения кистью и движения пальцем по направляющим бороздкам. Возможно усложнение работы одновременное передвижение ручек двумя руками в одном направлении или навстречу друг другу.

С помощью настенного модуля с геометрическими телами и зеркалом дошкольники знакомятся с геометрическими телами и сопоставляют их с отверстиями-проекциями при различном расположении отверстий: в направлении «от себя», сверху вниз с зеркальным контролем, сверху вниз с попаданием в ящички с дверцами.

С помощью настенного модуля развития мелкой моторики, дети отрабатывают навыки манипулирования мелкими предметами, в том числе, с поворотами кисти, требующие хорошей зрительно-моторной координации, точного «пинцетного» захвата. Позволяет менять виды деятельности, упражняя разные группы мышц руки, способствует подготовке руки к письму.


373