Библиотека

«Открой книгу, и начнутся чудеса!» (Балаковский филиал)

«Открой книгу, и начнутся чудеса!»

Библиоэкспресс к Международному дню распространения грамотности

(Балаковский филиал)

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Ежегодно 8 сентября под эгидой Организации Объединенных Наций отмечается Международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2020 году эту дату справляют 55-й раз. 

В этот день, 8 сентября 1965 года, в столице Ирана была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, на которой по предложению ее участников был утвержден данный праздник. 

Его главная цель - активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.

В настоящее время Международный день грамотности отмечается во всем мире. В его праздновании принимают участие правительства, многосторонние, двусторонние и неправительственные организации, профессиональные сообщества, преподаватели, учащиеся и эксперты в этой области. В этот День также присуждаются Международные премии за распространение грамотности людям с выдающимися идеями, способными содействовать распространению грамотности в целях реализации Повестки дня в области образования на период до 2030 года.

Поэтому сегодняшняя дата также позволяет предложить новаторские пути решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности в будущем. Это обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Задача состоит в том, чтобы к 2030 году все молодые люди и значительная часть взрослых, как мужчин, так и женщин, овладели навыками чтения и счета.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 года.

Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна – повышение показателей грамотности населения.

Ежегодные темы Международного дня

2006 год — «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие»

2007 год — «Здоровье и грамотность»

2008 год — «Грамотность и здоровье»

2009 год — «Грамотность расширяет личные возможности»

2010 год — «Значение грамотности для женщин»

2011 год — «Грамотность и мир»

2012 год —2013 год — «Развитие на пути к грамотному 21-му веку»

2014 год — «Грамотность и устойчивое развитие»

2015 год — «Грамотность и устойчивые общества»

2016 год — «Читая прошлое, пишем будущее»

2017 год - «Грамотность в мире цифровых технологий»

2018 год - «Грамотность и развитие навыков»

Казалось бы, с грамотностью в XXI веке особых проблем возникать не должно. Однако, по данным ЮНЕСКО, сегодня около 781 млн. взрослых в мире не умеют правильно читать и писать. Причем неграмотное население есть и в развитых странах. Исследователи также выделяют среди них группу молодежи – людей в возрасте от 15 до 24 лет, неграмотных среди которых 126 млн., а среди детей это число превышает 70 млн. 

Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Грамотность является правом человека и основой для обучения на протяжении всей жизни. Благодаря своему «множительному эффекту» грамотность способствует искоренению нищеты, снижению уровня детской смертности, сдерживанию темпов роста населения, достижению гендерного равенства и обеспечению устойчивого развития, мира и демократии.

Много народов существует на земле, у каждого своего языка, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово. 

Грамотность - определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения. 

В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет. 

По данным ООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования.  К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России. Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

В наши дни грамотность стала всеобщей. Право всех граждан нашей страны на образование закреплено Конституцией.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. Материальную поддержку в этом направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М. Горький и другие. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Слово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Когда-то давно даже взрослые люди в нашей стране не все могли позволить себе учиться читать и писать, хотя мечтали об этом. Они тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты, как без свечки в потемках» и что «ученье - свет, а неученье - тьма». Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились еще в то время, когда не было письменности. 

Существует много пословиц о книгах. 

- В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.

- Выбирая книгу, как выбираешь друга.

- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

- Будешь книги читать – будешь все знать.

- Книги читай, а о деле не забывай.

«Кто много читает, том много и знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них. Мы читаем книги, которые позволяют нам стать грамотными людьми, а это помогает нам осознанно выбрать профессию, когда мы становимся взрослыми людьми.

Песня “Новая книжка”

Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему недостаточно уметь только читать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью. В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему недостаточно уметь только читать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью. В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

 

Однако если безграмотность иностранцам простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек. Международный день грамотности призван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь.

Отрывок из мультфильма «12 месяцев»

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни, они русский язык коверкают, портят. Тогда его становится трудно понять.

Отрывок из Ералаша «Почему мы так говорим»

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Со школьной скамьи нам внушают, что необходимо уметь бегло и правильно читать, и писать без ошибок. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному открыты многие двери по жизни. Но грамотность – это не только определенные навыки письма, чтения, правильная речь и умело построенные предложения. Грамотность – это еще и двигатель прогресса (имеется в виду личностное и духовное развитие). Грамотный человек ощущает себя на высоте, умным, компетентным и чувствует, что многое ему по плечу. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.



Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, «Змейка», где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, «Путаница» - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление. 

Отрывок из мультфильма «Моя семья»

  • Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.
  • Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц.

Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В городах и селах России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

Занимательные факты о русском языке.

Сложно представить русский язык без многих слов, которые являются привычными для нас. Некоторые из них появились в обиходе каких-нибудь сто-двести лет назад. А, кажется, что они были в речи всегда. 

Михаил Ломоносов был невероятно талантливым человеком. Литература была лишь одним из его многочисленных увлечений. Прежде всего, он был ученым. Благодаря его работам в области химии, геологии и физики, в русском языке появились совершенно новые слова: горизонт, градусник, вещество, кислота и прочие. 

Сложно недооценить заслуги Николая Карамзина в области литературы и истории. Немалый вклад им был сделан и в развитие русского языка. Именно он ввел новую букву «Е» и придумал несколько неологизмов. Например, от обыкновенного слова "промысел" он образовал новое понятие «промышленность». Также он ввел такие слова, как занимательный, трогательный, будущность, катастрофа, впечатление. 

Салтыков-Щедрин стал автором многих неологизмов. Конечно, некоторые из них, такие как «умонелепствовать» и «душедрянство», далее его книг не пошли. Другие же, наоборот, употребляются нами и по сей день. Например, в речи прижились такие слова, как «злопыхательство» и «мягкотелость». Также придумал писатель слово «халатность». 

 

Благодаря Игорю Северянину, в обиход вошел новый авиационный термин – «самолет». Конечно, само слово появилось гораздо раньше. Например, оно используется в русских народных сказках. Ковер-самолет был сказочным летательным аппаратом. Однако до Северянина самолеты никто так не называл. Поэтому заслуга принадлежит ему по праву. Кроме того, автор придумал слово «бездарь».

Велимир Хлебников был большим поклонником образования новых слов. Правда, часто его термины совершенно непонятны для читателей. Некоторые строки его стихов сложно понять. У поэта очень часто получались странные слова – «облакини», «зерцог», «лебедиво». Но были в творчестве Хлебникова и слова, которыми мы сегодня пользуемся, - например, «изнемождённый». Хлебникову современный русский язык обязан и словом «лётчик». Прежде людей этой профессии называли «авиаторами» или «пилотами».

Оказывается...

Внучка Валентина Катаева (писателя) рассказывала, как в детстве ее подруге задали написать сочинение о том, что именно вложил Катаев в образ Вани из «Сына полка». В итоге девочка пришла к Катаевым, и сам писатель подробно рассказал, что он имел в виду. Но в итоге подружка получила за сочинение тройку с минусом, а учительница сказала, что Катаев вкладывал в этот образ совершенно другое.

Ганс Христиан Андерсен не мог грамотно написать практически ни одного слова. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Статистика подсчитала, что маленькие дети в возрасте 3-4 лет ежедневно произносят 12000 слов и задают около 900 вопросов.

 

А вы знаете, что?

Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Например, замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, духи-духи и т. д. (омографы).

В языке хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
«ДорогА дорОга».
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.
ЗАмок есть, а есть замОк.
Есть искрА и Искра.
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.


Песня «Ударения» (Клоун Плюх)

Запятые ставить враз

Научиться сложно.

Но без них значенье фраз

Потерять возможно!

Говорят: «Казнить нельзя

Миловать» ... Решитесь!

С пунктуацией в друзьях -

Пригодится в жизни.

Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков»

Высказывания о Книге.

Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание... 

Чарльз Диккенс

Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой.

Дмитрий Лихачев

Что бы вы ни делали, чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга.

Самуил Маршак

 


1363