Библиотека

«Белый, синий, красный цвет – символ славы и побед»

Одним из главных символов российской государственности является флаг, представляющий собой полотно трех цветов: белого, синего и красного. В наши дни ни один государственный праздник не обходится без этого символа: им украшают жилые дома и госучреждения, флаг торжественно проносят на демонстрациях и разворачивают на митингах. 

История национального триколора начинается в далеком XVII столетии. А традиции почитания государственной символики в российской державе зародились задолго до появления на флагштоках бело-сине-красного флага.

Столетиями на Руси функции флага выполняли знаки княжеской и царской власти, родовые, религиозные и иные символы. Стоит особо отметить, что история официальных атрибутов нашей страны тесно связана с территорией Ленинградской области: ведь именно здесь, на берегах Волхова зарождалась российская государственность.

Есть основания полагать, что первым государственным символом Руси было изображение сокола, летящего на добычу. В 2008 году во время раскопок на Земляном городище Старой Ладоги в Волховском районе Ленобласти, считающейся первой русской столицей, была обнаружена древняя литейная форма с этим изображением. Ряд ученых считает, что этот «сокол» постепенно трансформировался в «двузубец», а потом и в «трезубец», встречающийся на монетах и печатях времен русского князя Владимира Красно Солнышко и его сыновей. 

Возникновение флага России в виде, приближенном к современному, связано с реформами Петра Первого. В допетровские времена стяги (стягом на Руси называли длинный шест, к верхушке которого привязывали конский хвост, который использовали в качестве знамен на поле боя, они как бы «стягивали» воинов к военачальнику во время битвы) применялись в основном в боевых походах и представляли собой расшитые золотом и серебром полотна, с изображенными на них церковными символами, картинами из Священного писания, длинными титулами государя или вельмож, командующих войском.

В эпоху правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), увеличилось количество знамен с нецерковными сюжетами, например гербом.     Важной точкой отсчета в истории возникновения трехполосного флага стала постройка в 1667 г. под руководством голландца Д. Бутлера корабля под названием «Орел».

Это судно было предназначено для охраны персидских купцов во время их торговых экспедиций по Каспию и Волге. В ходе строительства Бутлером было заявлено о необходимости тканей для корабельных знамен тех расцветок, которые укажет царь. При этом Бутлер отметил в своем прошении, что принято использовать те цвета, которые считаются государственными.

 

Просьба голландца была удовлетворена: ему прислали в нужном количестве «червчатые, белые, лазоревые» киндяк и тафту (ткани, популярные в старой Руси). Эти флаги, как и само судно, просуществовали недолго, их сожгли в Астрахани разинские казаки, но знание о них сохранилось и привело к дальнейшему использованию этих цветов уже Петром Первым.

Возвращаясь к эпохе Петра и его реформам, нельзя не упомянуть о его увлечении мореплаванием, кораблестроением и военным делом вообще. И поскольку в прошлом флаги и знамена были, в первую очередь, военным и мореплавательским атрибутом, они быстро попали в поле зрения Петра.

На бортах ботика Петра I были нанесены белые, синие и красные полосы.

В 1693 году на отряде военных кораблей Петра I в Белом море, при походе на Соловецкие острова, впервые был поднят так называемый «флаг царя Московского» из равных горизонтальных белой, синей и красной полос. 

В первые годы царь использовал знамена своего отца, или создавал новые, похожие на старые. Но стремление ко всему западному сказалось и на создании стягов. Когда в 1963 г. Петр, будучи в Архангельске, впервые оказался у моря, он заметил флаги заграничных кораблей, стоявших в то время в порту. Немецкие, голландские, английские знамена отличались от тех, что были в использовании на Руси: они были яркими и не содержали никаких изображений и титулов.

В дальнейшие приезды царя к морю он плавал под трехцветным флагом привычных для нас цветов, при этом на синем поле был изображен герб. Этот флаг сохранился, он находится в Центральном военно-морском музее и является самым старым из сохранившихся российских триколоров.

Интересно, что царь собственноручно занимался созданием новых знамен: особенно ему были интересны флаги для кораблей, их он составил более 30. Во всех его проектах прослеживались попытки совместить Андреевский крест и разноцветные полосы. В конечном итоге царский указ от 20 января 1705 г. провозгласил, что на торговых и прочих гражданских кораблях следует поднимать трехполосное бело-сине-красное полотно, а на военных судах с 1707 г. стал постоянным флаг Андрея Первозванного. 

Аналогом общегосударственного флага в те времена было золотое полотнище с черным двуглавым орлом. Головы орла венчали три короны, а по углам были помещены карты четырех морей, в которых курсировали российские суда. Эти же цвета (черный и желтый) сохранились в церемониале после смерти первого российского императора, и были объявлены императрицей Анной Иоанновной государственными.

В 1858 г. Александр II осуществил реформу в обращении с государственными символами с целью упрочения монархии. Среди прочих преобразований Царь-Освободитель установил, что все знамена, флаги и другие атрибуты, необходимые на торжествах, должны быть изготовлены в государственных цветах, которые расположены в определенном порядке: сверху черная полоса, посередине — желтая (золотистая), а снизу — белая (или серебристая).

В тоже время не было прекращено использование и бело-голубого Андреевского стяга, и привычного для нас триколора на торговых судах. Свое мнение по этому вопросу выразил В. И. Даль, который считал, что слишком большое разнообразие приводит к путанице, и граждане не понимают, какое из знамен поднимать, каким украшать здания в праздники. Такое мнение было не только у Даля, общество было озадачено отсутствием общего народного флага.

Эту проблему в 1883 г. решил император Александр III, издавший распоряжение, чтобы во время праздников использовали именно бело-сине-красный флаг. Но, несмотря на это, от черного, желтого и белого цветов на тот момент отказались еще не полностью.

Окончательно разрешил этот вопрос молодой император Николай II в 1896 г, во время подготовки к своей коронации. Для объединения народа в сложный для России период было решено объявить единым флагом для всех поводов бело-сине-красное трехполосное полотно. Почему император отдал предпочтение этому флагу? Потому что его цвета были приближены к быту простого народа, а для интеллигенции они были связаны с великими достижениями Петра. Этот флаг был противопоставлен все чаще используемым красным знаменам с политическими лозунгами и обширно применялся во всех сферах жизни.

После переворота 1917 года на долгое время трехцветный стяг был забыт. Новые власти объявили государственным красное знамя — символ свободы и коммунистической борьбы. Это было узаконено в первой Конституции РСФСР в 1918 г. 

Триколор после свержения монархии был символом Белой армии, а также использовался «Русской освободительной армией» генерала Власова, воевавшей против советских войск в годы ВОВ.

Завершение советской эпохи в 1991 году ознаменовало возвращение трехполосного флага. 22 августа 1991 г. триколор (белый, лазоревый и алый цвет) был объявлен Национальным флагом РФ. В свою очередь в Президентских указах 1993-1994 годов это знамя призвали считать государственным символом, причем цвета были обозначены другими наименованиями: белый, синий и красный.

Значение цветов триколора

В наше время есть множество трактовок обозначения цветов флага. Есть версия, согласно которой эти цвета означают единство власти, народа и православной веры. Наиболее универсальная, но неофициальная трактовка использования именно этих цветов такова: по мнению большинства, белый символизирует мир и чистоту; синий — это цвет веры, приверженности идеалу, постоянства, а красный в свою очередь обозначает энергию, силу, кровь, потерянную во имя родины.

Также существовало другое объяснение: красный цвет олицетворял Державу, синий — обозначал Богоматерь, оберегающую Россию, белый — символизировал свободу всех граждан и независимость страны. Известно, что в прошлом было еще одно объяснение: якобы цвета символизируют единство трех исторических областей России.

День флага

С 1994 года 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Он посвящен возвращению триколора после августовского переворота 1991 года.

Масштабно отмечать День флага начали лишь в 2007-08 гг., поскольку до этого свободное применение государственных символов было запрещено. В наши дни во многих городах России в этот день проводятся шествия, различные флешмобы, посвященные флагу, например в 2014 году активисты в Омске выстроили триколор из 225 машин. Также День флага празднуют в учебных заведениях: в школах проводят тематические уроки, а в детских садах — занятия.

Областная специальная библиотека для слепых предлагает для ознакомления следующие издания в плоскопечатном формате:

Герб, флаг, гимн России / М. П. Голованова

Книга «Герб, флаг, гимн России» рассказывает о возникновении современных герба и флага нашего государства, об истории  гимна, о наиболее почётных наградах  страны.  На страницах книги можно познакомиться и с основными понятиями геральдики – науки о гербах. Написанное простым и доступным языком, издание призвано воспитать в юном читателе – школьнике младших классов – чувство гордости за свою страну, вызвать в нём ощущение причастности к отечественной и мировой истории.

Герб и флаг России: X-XX века, 1997

 Каковы происхождение и судьбы государственных эмблем и их роль в истории нашей страны? «Родовые знаки Рюриковичей», всадники, львы и орлы, стяги Дмитрия Донского и Ивана Грозного, черно-желто-белый, бело-сине-красный, красный и снова трехцветный флаг, регалии князей, царей, императоров, государственные символы княжества, царства, империи, республики (венцы, короны, скипетры, державы, государственные меч и щит, гербовые знамена, серп и молот) - все это рассматривается в книге.

Государственность России: идеи, люди, символы / Сост., науч. ред. Р.Г. Психоя.

Книга посвящена развитию идеи российской государственности в общественной мысли России. Эта тема чрезвычайно актуальна, так как осознание и осмысление в различных слоях общества целей и задач государства – его фундамент, источник устойчивости.

История российской государственности – это история людей, участвовавших в управлении страной; история учёных дискуссий и споров; история государственной символики. 

И издания, напечатанные рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля:

 


873