Библиотека

«На войне без шутки плохо…». Литературно-музыкальный экспресс (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов) (Балаковский филиал)

Стихи о солдатской шутке

Из чьих-то уст взлетела над кострами,
На миг повисла пауза … И эхо
Метнулось в лес широкими кругами
Солдатского раскатистого смеха.

Ой, шутка, шутка – выдумка народа!
Порой горька, порой солоновата,
Ты облегчала тяготы похода,
Гнала тоску окопного солдата.

Случись привал, свободная минутка
В степи, в лесу на пнях бритоголовых,
Как тотчас в круг уже выходит шутка,
Светлеют лица воинов суровых.

Повсюду с нами в стужу и метели,
В жару и грязь по придорожным вехам
Шагала ты в пилотке и шинели
И с вещмешком, набитым громким смехом.

Звучал приказ. Снаряды землю рыли.
Вперед, гвардейцы! Страха мы не знаем.
Что скромничать – мы так фашистов били,
Что им и смерть порой казалась раем …

Все позади: вернулись эшелоны,
Страна опять живет по мирным планам.
Мы из винтовок вынули патроны,
Но выпускать из рук оружье рано.

Взвод на ученье. Грозен шаг у взвода.
А в перекур веселье бьет каскадом.
Ой, шутка, шутка – выдумка народа!
Ты снова здесь, ты снова с нами рядом.

Кто нерадив, кто трудности боится,
Ребята дружно высмеять готовы.
И вот сидит он хмурый и пунцовый
И рад бы хоть сквозь землю провалиться …

И в мирный час, как в час войны когда-то,
Солдат наш свято долг свой исполняет.
Что б ни стряслось – солдат не унывает,
И всюду шутка – спутница солдата.

В кругу друзей, свернувши самокрутку,
Стоит солдат и весело смеется.
Но грянь война – враг горько ошибется:
В бою солдат наш гневен не на шутку!

Эдуард Асадов

22 июня. Обычный воскресный день. Более чем 200 миллионов граждан планируют, как провести свой выходной: сходить в гости, сводить детей в зоопарк, кто-то спешит на футбол, кто-то – на свидание. Скоро они станут героями и жертвами войны, убитыми и ранеными, солдатами и беженцами, блокадниками и узниками концлагерей, партизанами, военнопленными, сиротами, инвалидами. Победителями и ветеранами Великой Отечественной. Но никто из них пока не знает об этом.

Ведь все было так хорошо: июнь, летние отпуска, выпускные балы в школах. Но прозвучали объявления: «От Советского информбюро. Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны немецкие войска атаковали нашу страну. На границах идут бои. Мы призываем к спокойствию. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».

Любая война – это не только противостояние армий, оружия и тактических планов. Это и мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. В страшном 41-м для нашей страны началась справедливая, отечественная война - за свою землю, за свой народ, за честь своей страны. Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала до велика...

Плакаты Великой Отечественной войны - это летопись Великой Победы великой нации над фашизмом. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Плакат обрушивал народную ненависть на вторгшегося врага, требовал возмездия, призывал к защите Родины, клеймил панические настроения.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. 

Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.

«Окна ТАСС» - это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

Кукрыниксы - союз трех художников, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура « Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Леонид Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Один из популярных мотивов - обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев - Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, героев гражданской войны.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, - и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу. Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Юмор, смех, шутка, хорошая песня помогают в трудные минуты. Чувство юмора на фронте облегчало трудности походов, создавало хорошее настроение, поднимало дух солдат. На полях сражений часто звучали задорные частушки. Взрывы смеха вызывали анекдоты про солдат и генералов, сатирические стихи про Гитлера. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Так появился и герой одноимённой поэмы А. Твардовского Василий Тёркин.

Стихотворение «Кто стрелял?» из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» читает Дмитрий Юшков.

Военный фольклор - особая страница устного народного творчества, сочетающая в себе оптимизм и трагизм, реальность и вымысел, рождённые самой жизнью.

Солдатская бывальщина

Выдумка и смекалка, оптимизм солдата дали начало жанру солдатской бывальщины. Ну, чуть-чуть приукрасит свою историю солдат, как будто и смерть ему не страшна, опишет курьёз так, что диву даёшься:

«…В августе 1941 года в районе города Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия) он готовил обед для красноармейцев. В это время он увидел немецкий танк, двигавшийся в сторону полевой кухни. Будучи вооружён только винтовкой и топором, Иван Середа укрылся за кухней, а танк, подъехав к кухне, остановился, и экипаж стал вылезать из него.

В этот момент Иван Середа выскочил из-за кухни и бросился к танку. Экипаж немедленно укрылся в танке, а Иван Середа запрыгнул на броню. Когда танкисты открыли огонь из пулемёта, Иван Середа ударами топора согнул ствол пулемёта, а затем куском брезента закрыл смотровые щели танка. Далее он начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы красноармейцам, которых рядом не было, забрасывать танк гранатами.

Экипаж танка сдался, а Иван Середа под прицелом винтовки заставил их связать друг другу руки. Когда подоспели бойцы стрелкового подразделения, они увидели танк и связанных четырёх немецких танкистов».

«…Летела стая гусей. Захотелось фрицам свежей гусятинки отведать. Дружным огнём удалось им ранить всего лишь одного. Фашисты к реке  за гусём отправились. А мы тоже не зевали! Тринадцать немцев удалось убить! А гусь-то на нашу сторону упал и угодил в наш солдатский котёл».

«…Это было под Москвою, в начале войны. Внезапно налетела вражеская авиация, самолетов столько, что неба не видно. Наши позиции они быстро сровняли с землей. Пришлось отступать. На отдых мы остановились в небольшой деревушке. Для ночевки выбрали крайний дом. Хозяева нас угостили свежим медом.

Проснулись мы от стрельбы и немецкой речи. Кругом - шум, взрывы. Что делать? Мы - в окно, да к лесу помчались. Немцы - за нами.

Вдруг выбежали мы на поляну. Кругом - пчелиные ульи. Видно, именно с этой пасеки нас вчера медом угощали. И тут наш однополчанин Вася Клюев как заорет: «Уходите за ульи, быстрее, быстрее!» Мы не поняли, что он задумал, но побежали дружно. Залегли. Смотрим, наш Вася ползает между пчелиными домиками, с одних крыши сбрасывает, по другим просто винтовкой стучит и бормочет, бормочет что-то.

Тут на поляне немцы появились. Опять стрельба началась - от ульев только щепки полетели. И вдруг мы слышим, автоматные очереди заглушает какой-то нарастающий гул. Самолеты? Да нет вроде. И тут видим, как тучи пчел начали вылетать из каждого улья. Рой этот с бешеным гулом ринулся прямо на немцев.

Каждый из фрицев быстро стал превращаться в гудящий черный клубок. Стрелять, конечно, никто из них уже не мог, слышались только вопли и стоны. Это зрелище так завораживало, что мы даже не сразу сообразили, что нужно скорее бежать. Мы  встали в полный рост, уставились на немцев и, молча, наблюдали, как наши русские пчелы расправляются с захватчиками.

Если бы не пчёлы, мы бы тогда ни за что не попали к своим».

Случай, когда юмор спас жизни на войне

Юрий Никулин, актер, комик, клоун - тот человек, которого мы привыкли видеть с экрана, как правило, в смешной и комичной роли. Артист прошел две войны - Финскую и Великую Отечественную. Семь лет Юрий Никулин отдал Родине, отслужив в боевых частях в зенитной артиллерии.

Как вспоминает Никулин, на войне было всякое. Смерть товарищей, атаки и наступления, подвиги и трусость. Тяжелые военные будни Никулин не любил вспоминать.

Но есть один случай, который он рассказал с удовольствием:

«…Это случилось во время Великой Отечественной войны. Однажды ночью на дороге нос к носу столкнулись две разведгруппы, наша и немецкая. Все мгновенно сориентировались и залегли по разные стороны дороги, все кроме одного толстого смешного несуразного немца, который некоторое время метался из стороны в сторону, а потом бросился в сторону наших разведчиков. Наши не нашли ничего лучше, как взять его за руки за ноги и швырнуть к своим. Пока он летел, он очень громко пукнул, что вызвало взрыв дикого нервного смеха с обеих сторон. Когда наступила тишина, и наши и немцы, молча, разошлись каждый своей дорогой - никто не стал стрелять».

На войне не все решается в бою и случай, рассказанный Юрием Никулиным, как нельзя лучше это показывает. А старший сержант Юрий Никулин в 1946 году демобилизовался и вернулся домой живым и здоровым. Впереди будет десятки фильмов, работа в цирке, слава и любовь миллионов зрителей.

Анекдот

Этот жанр фольклора отличается краткостью, ёмкостью, остротой, смысловой наполненностью.

Разговор в Берлине:
– Говорят, русские женщины очень привлекательны.
– Возможно. Если судить по письмам моего сына, то лишь при упоминании какой-то одной Катюши наши солдаты просто сходят с ума!

Апрель 1945 года. Поражение Германии очевидно. Гитлер ходит
по рейхсканцелярии и везде видит одну и ту же картину: офицеры
пьянствуют и даже не обращают внимания на своего фюрера. Но зайдя
в один из кабинетов, Гитлер обнаруживает Штирлица, который сидит
за столом и работает. Увидев главу Третьего Рейха, Штирлиц вскакивает, вскидывает руку и выкрикивает: «Хайль Гитлер!». В ответ фюрер устало произносит: «Максимыч, ну, хоть бы ты-то не подкалывал».

1945 год. Урок в немецкой школе:
- Ганс, проспрягай глагол «бежать».
- Я бегу, мы бежим, ты бежишь, вы бежите, он бежит, она бежит...
- А «они»?
- А они наступают, господин учитель!

Частушки

Это ещё один жанр народного творчества, который представляет собой своеобразную песенную миниатюру.

Частушки «Ой, яблочко» (на мотив «Яблочко»).

1.Ой, яблочко, 
Росло за Вислою. 
У врага под Москвой 
Дело кислое. 

2.  Ой, яблочко, 
Да с червоточинкой. 
Немцу взять Ленинград 
Нету моченьки. 

3. Ой, яблочко, 
Да с Дону катится. 
От Ростова фашист 
Задом пятится. 

4. Ой, яблочко, 
Растет, красуется. 
Ведь не так страшен черт, 
Как малюется. 

5. Ой, яблочко, 
Да наливается. 
Наша Русь на врага 
Поднимается. 

6. Ой, яблочко, 
Да розмариново. 
Да всех врагов истребим 
До единого. 

Песня «Партизанская борода» в исполнении Леонида Утёсова

Фронтовой юмор

                   «На войне нельзя без шутки…»
                   А. Твардовский «Василий Тёркин»

У моей тальянки, братцы,
Разноцветны голоса.
Как заслышат ее фрицы,
Рвут повсюду волоса.

Мой милёнок - партизан,
А я партизаночка.
Любим фрицев пощипать
Утром, спозараночку.

Минут отдыха немного.
Много и не надо,
Если в гости заглянула
Артистов бригада.

Как заслышу голосок Клавочки Шульженко,
Не могу позволить я тяжкой доли женской.
Немчуру бить для меня - высшая награда.
Знай! Добью я до Победы фашистского гада.

Пишет дочь отцу на фронт.
Я уже большая.
На заводе для тебя
Танки собираю.

Хороша она к обеду,
В зной, мороз, лихая.
Помогла ковать победу
Стопка фронтовая.

Фрицев важный генерал
Звал Катюшу на блины.
А когда она пришла

Наклал полные штаны.

Георгий Родд

Пословицы и поговорки

Юмор, шутка, сила духа, оптимизм проявились в таких жанрах военного фольклора, как пословица и поговорка. О чем только не думал русский воин –

и о своей семье, и о павших в бою товарищах, и о живых еще друзьях.

Он смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость. Размышлял о жизни и о смерти:                                                                                    

Со смертью об руку ходим.

Не только штык, но и колос врага колет.

И русский говорит « гут», когда немцев бьют.

За наше жито много врагов бито.

Пришёл незваным – ушёл драным.        

Попробуйте отыскать и  соединить начало и концовку пословиц:

Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения. Однако далеко не всем было позволено оставить фронт искусства. Многим пришлось принимать участие в войне, сражаясь оружием искусства. Тысячи драматических актеров, певцов, танцоров, музыкантов, акробатов, чтецов, композиторов, художников, поэтов находились во время войны в рядах Красной Армии в ансамблях песни и пляски, в военных клубах, во фронтовых домах Красной Армии и т.п.

В 1940 году Главное Политуправление Красной Армии решило устроить Всесоюзный конкурс песен оборонной тематики. Оборонные мотивы в песенном творчестве советских композиторов были широко распространены в предвоенный период. В конкурсе приняло участие большое количество поэтов и композиторов. В их числе были поэт-песенник Сергей Алымов и композитор Анатолий Новиков. Творческое сотрудничество двух этих мастеров советской песни началось ещё в 1935 году с создания довольно удачной песни «Пограничная сторожевая». Вновь объединив свои творческие натуры, друзья сочинили две замечательные «оборонные» песни: «Вася-Василёк» и «Самовары-самопалы».

Песня «Самовары-самопалы» в исполнении Краснознамённого ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова

Песни «Самовары-самопалы» и «Вася-Василёк» были записаны на пластинку в начале 1941 года, ещё до начала войны, и не раз транслировались по Всесоюзному радио. Однако подлинная, всенародная популярность пришла к этим песням уже после начала войны, когда вдруг оказалось, что их содержание удивительно точно отвечает реалиям военного времени.

В своей книге «Песня в строю» (1976 г.) Анатолий Новиков писал:

«…Потом мне рассказывали фронтовики, что песня пришлась как нельзя кстати - после первых успешных наших ударов под Москвой солдаты подхватывали рефрен «Вася-Василёк», точно передающий их настроение: «Если даже есть причина, никогда не унывай!». Он стал поговоркой».

Песня «Вася-Василёк» в исполнении Леонида Харитонова и Ивана Букреева.

И во время войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми, какими были и до трагического дня 22 июня 1941 года жаждущими веселья, развлечений и хотя бы маленьких культурных радостей. Именно эту функцию - доносить до воинов, борющихся за человеческую жизнь, частичку этой самой жизни, гражданской, отдельной от политических распрей и убийств, взяли на себя театральные деятели сороковых годов, организовав фронтовые театры, бригады. Они выезжали, проглатывая страх, в самые горячие точки и несмотря ни на что развлекали солдат.

Число зрителей этих концертов и спектаклей исчисляется многими миллионами. Основной формой художественного обслуживания фронта были выступления фронтовых бригад. В состав бригады входили обычно представители самых разнообразных жанров: чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета, цирка. Всего на фронтах работало около 4 тысяч фронтовых бригад, в которых принимало участие около 42 тысяч актёров.

Большое количество творческих работников театра, цирка и эстрады, музыкантов и художников в порядке шефства обслуживали действующие части, многочисленные гарнизоны и госпитали.

Так, в сентябре 1968 года в интервью журналу «Театр», народный артист СССР П. А. Константинов рассказал, как в составе бригады Центрального театра Красной Армии он выступал в Жмеринке, откуда они уезжали на последнем санитарном поезде. Так как медицинского персонала не хватало, мужчин брали санитарами, женщин – сиделками. Несколько часов актеры не выпускали из рук носилки, помогая ухаживать за ранеными, подносили медикаменты, мыли операционную, кормили раненых, мыли вагоны, а в остальное время успевали давать концерты.

«…Состав шел медленно. Пройдет километров пять-шесть - остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка».

Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом можно назвать театральными. В большинстве случаев это были выступления прямо с грузовика, в окопах, в землянках, в госпиталях, либо на открытых полянах, прямо на улице при дневном свете (что исключало использование грима), без занавеса, без костюмов.

С первых дней Великой Отечественной войны выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад Лидия Русланова. Слава «гвардии певицы» Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот. Как вспоминала сама Лидия Русланова:

«…Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца».

Русланова всегда стремилась поддержать боевой дух солдат. Многие из них впоследствии вспоминали, что после шуток и смешных рассказов Лидии Руслановой все бойцы «стонали от смеха». Русланова умела по-настоящему сопереживать. Люди тянулись к ней. Выслушав рассказ о проблемах человека, Лидия всегда стремилась найти выход из сложившейся ситуации.

Слава Руслановой быстро разлетелась по фронтам. Однажды на фронте Лидия увидела, как солдаты собрались у потрепанного патефона, слушая ее песни. Она подошла поближе и спросила, кто это поет. Солдаты с удивлением ответили: «Экая ты темнота, Русланову не знаешь». Лидия назвала свою фамилию, но над ней начали смеяться. Тогда певица выключила пластинку и запела песню «Липа вековая…». Солдаты долго перед ней извинялись.

Песня «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.

На войне без шутки плохо

Погибать в окопе жутко,
«Немец» рядом, «в двух шагах».
Бьют фугасы «не на шутку»,
Воздух порохом пропах!

На войне без шутки плохо,
Если приуныл - беда!
Воину негоже охать,
Юмор выручит всегда!

- Слышь, браток, а если «фрицы»,
В рукопашную пойдут?
- Мы ж в «ежовых рукавицах» -
Врежем! И врагам - капут!

- Угостить фашистов надо,
Мы герои али нет?
По башке дадим прикладом …
Получай-ка, «фриц» - привет!

- Вспомним Mutter в Бога душу,
Да покрепче, их ети!
И раздавим, как лягушку-
От расплаты не уйти!

И бойцы не унывают,
Дали «гадам» «прикурить»!
Стойкость духа не теряют -
Нашу рать не победить!

Взяли в руки автоматы,
«Фрицам» «врезали с лихвой»!
Получили все солдаты,
Орден Славы Боевой!

Ольга Полетаева

 


1965