Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
никто не забыт и ничто не забыто.
Это строки из знаменитой торжественной эпитафии «Пискаревский мемориал», которые высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища. И автор этих строк – известная поэтесса, «блокадная муза» ленинградцев Ольга Берггольц. Ее творчество – прекрасная страница в нашей литературе, пример того, что такое стойкость, долг и мужество. Она любила жизнь, несмотря на все невзгоды, и призывала к этому тех, кто слушал ее стихи.
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
О. Берггольц
Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 (3) мая 1910 г. в Санкт-Петербурге, на Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло ее детство, первое приобщение к миру, к таинствам поэзии. Годы ее молодости мало чем отличались от множества других юношей и девушек первых лет после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Ее первые стихи были опубликованы в заводской стенгазете.
В 1925 г. Ольга пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена», где преподавали такие учителя, как Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, В. Шкловский, выступали Э. Багрицкий и В. Маяковский. В начале 1926 г. познакомилась там со своим первым мужем Борисом Корниловым (1907–1938), автором слов «Песни о встречном», с которым позднее училась на Высших курсах при Институте истории искусств и которого потеряла в годы репрессий.
В начале 1937 г. ее судьба резко меняется, Берггольц обвиняют в связях с «врагами народа», но, к счастью, реабилитируют в 1939 г. Камера тюрьмы, где арестованная по ложному обвинению она пробыла 149 дней, травмировала Ольгу Федоровну на всю жизнь. В это время в ее поэзии появляется скорбь и тоска. «Тюремные» стихи и записи Берггольц впервые были опубликованы после ее смерти – на Западе. «Я покалечена, сильно покалечена, но кажется не раздавлена… Это не изменило моего отношения к нашим идеям и к нашей Родине и партии. По-прежнему, и даже еще в большей мере, готова я отдать им все свои силы. Но все, что открылось мне, болит и горит…», – писала она в дневниках. И в глубине этой потрясенной души, оклеветанной и униженной, копилась и зрела неведомая и грозная поэтическая сила, которой предстояло выразить себя в пору тяжелых испытаний.
Ольга Берггольц, как известно, стала символом блокадного Ленинграда. До войны она была малоизвестна, и потому ее необычайный творческий взлет многим казался неожиданным. На самом деле внутренне, духовно, душевно и поэтически она была готова к своему подвигу. С 1941 г. Берггольц стала работать в Ленинградском радиокомитете. Сейчас на стене этого здания – ее барельефный потрет и живые цветы. Работа ее на Ленинградском радио имела для его жителей и для войск колоссальное значение. Когда страдания города, лишенного хлеба, воды и света, перешли все мыслимые пределы, именно голос Берггольц, ежедневно звучавший в омертвелых квартирах, оказывался особенно дорог. Недавнюю комсомолку, молодую коммунистку, называли «ленинградской мадонной», подвижницей, святой.
По вершинам, вечно обнаженным,
Проходила жизнь моя, звеня...
И молились Ксении Блаженной
Темные старушки за меня...
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Выступала перед ленинградцами на фабриках и заводах, в воинских частях и на кораблях Балтийского флота. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду.
И что бы с ней самой ни происходило, она строго по графику появлялась в студии, и в эфире раздавалось:
– Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни,
– И это уже победа!
Фашисты внесли Ольгу Берггольц в черный список людей, которые будут расстреляны сразу же по взятии города.
В годы блокады и войны Берггольц написала много лирических стихов, вошедших в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинградская поэма», «Ленинградский дневник», «Ленинград», «Твой путь»; часть радиовыступлений собрана в книге «Говорит Ленинград» (1964).
Наряду с лирическими стихами Берггольц написала несколько поэм: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников». Их она тоже читала по радио или вставляла фрагментами в радиовыступления. Особое место занимает поэма-реквием «Памяти защитников», слова из которой окаменели в мемориальной надписи на Пискаревском кладбище.
Тема памяти, всегда существовавшая в художественном сознании Берггольц в очень широком диапазоне, была главнейшей в послевоенном творчестве.
В 1959 г. была опубликована лучшая, по мнению поэтессы, ее книга «Дневные звезды». Это «открытый дневник», повествование о жизни поэтессы, неразрывно связанной с жизнью страны, поколения. Она считала «Дневные звезды» главным своим произведением, до конца дней работала над 2-ой его частью, которая осталась незавершенной.
Свои поэтические сборники последних лет Ольга Берггольц часто завершала стихотворением «Ответ»:
А я вам говорю, что нет
напрасно прожитых мной лет,
ненужно пройденных путей,
впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
нет мнимо розданных даров,
любви напрасной тоже нет,
любви обманутой, больной,
ее нетленно чистый свет
всегда во мне,
всегда со мной.
И никогда не поздно снова
начать всю жизнь,
начать весь путь,
и так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть.
Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября1975 г. в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках.
Материал подготовлен заведующей Отделом обслуживания ГУК «Областная специальная библиотека для слепых» Мариной Мартыновой.
1231