Общение с прошлым

Факты и мнения

От остроты зрения или его отсутствия абсолютно не зависит психологическая, энергетическая и ментальная совместимость собеседников. Проникновенное взаимопонимание обогащает незрячих эмоциями, помогая наполнить «будни во мраке» позитивным смыслом. Тотальникам необычайно важно иметь свободный доступ ко всем видам адаптированной информации, следовательно, необходимо уделять пристальное внимание «тактильно звуковому» изучению окружающей среды. Разумеется, жить на ощупь и на слух крайне сложно, но и в таком повседневном экстриме можно найти много приятного. Конечно же, музыка играет ведущую роль в создании комфортных условий интеллектуальной и творческой жизни инвалидов по зрению, поэтому следует приветствовать появление новых форматов, позволяющих оперативно доставлять озвученный продукт к потребителю.
В 2013 году Центр экспериментальной и оперативной тифлополиграфии ООО ИПТК «Логосвос» осуществил дебютный выпуск солидного музыкального издания. Наконец-то получен реальный результат длительной поисковой и творческой работы. «Звучащий век: Антология советской эстрады», главным образом, включает популярные произведения, начиная с тридцатых годов минувшего столетия. Диапазон публикации охватывает сорокалетний период непростой истории развития «лёгкого жанра» в нашей стране. В основном, в нём сосредоточены произведения на русском языке, но в некоторых альбомах встречаются хиты зарубежной эстрады и знаменитые арии, танцевальные ритмы и народные песни со всего мира. Автором проекта стала технический редактор Центра Людмила Лункина, которой активно помогали Гаяне Карахан и Ольга Пестерева, а общее руководство экспериментальной разработкой осуществлял их непосредственный начальник Александр Петров.
Креативная идея данного издания принадлежит вице президенту Всероссийского общества слепых и генеральному директору Издательско полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логосвос» Владиславу Степанову. Он высказал соответствующие предложения ещё шесть лет назад. Такая принципиальная возможность появилась, потому что с 2002 года стали переходить на цифровую запись «говорящих» книг. Сначала осуществлялась экспериментальная программа с использованием аудиодисков, а уже с 2007 года взялись за тиражирование, в основном, на флэш картах. К сожалению, выход четвёртой части Гражданского Кодекса Российской Федерации вынудил озаботиться защитой авторских прав. Впрочем, в течение полугода удалось отшлифовать методику «шифрования текстов» и перейти на серийный выпуск «кодированной литературы».
Уникальное собрание песен очень информативно и многожанрово. Разумеется, особенно ценно, что полезные и малоизвестные широкой публике сведения, а порой забавные факты из биографий выдающихся вокалистов содержатся в кратких статьях, предваряющих каждый альбом «Антологии». Она систематизирована по датам рождения «гвардейцев сцены», хотя изредка попадаются и загадочные исключения. Её открывает достаточно ёмкий очерк, посвящённый Леониду Утёсову, настоящие имя и фамилия которого — Лазарь Вайсбейн, а затем в алфавитном порядке располагаются песни в исполнении основоположника современного отечественного искусства. Он внёс неоценимый вклад в становление и развитие различных «лёгких» жанров. Это вполне логично, ведь универсальный корифей появился на свет ещё за пять лет до окончания девятнадцатого века и уже стал легендарным персонажем для нескольких поколений фанатов. Следует отметить, что уроженца Одессы в 1965 году первым среди эстрадников удостоили звания «Народный артист СССР». В свою очередь, аудио справочник завершает рассказ об Эдите Пьехе и сборник её знаменитых работ. Ныне здравствующая элегантная дама польского происхождения родилась в 1937 году и одной из последних получила максимально возможное признание на государственном уровне.
По такому же принципу устроены и остальные главы масштабной «говорящей» книги, общее время звучания которой составляет шестьдесят восемь с половиной часов. Всего в первую часть «избранных музыкальных сочинений» входят 1260 произведений, или самостоятельных фрагментов, согласно флэш плеерной терминологии. По коммерческому предложению с минувшего сентября вплоть до февраля 2014 года специализированные библиотеки для слепых получили комплекты, содержащие своеобразную музыкальную энциклопедию. РГБС в Москве, а также родственные учреждения культуры в Санкт-Петербурге и Краснодаре закупили по семь экземпляров соответствующей карты памяти. В Архангельск, Брянск, Курган, Приморье и Чувашию отправлено по одной кодированной аудиозаписи.
Очаровательные вальсы и танго, а ещё зажигательные твисты и даже шейки занимали видное место в гастрольных программах и записях многих музыкальных кудесников, которые успешно пропагандировали национальное искусство своих республик на Всесоюзном радио и телевидении. Кроме того, в их концертах регулярно появлялись патриотические и производственные, природоведческие и даже бытовые «четырёхминутки», но «ударной силой» всегда оставалась любовная лирика, гармонизированная нотами. Если же песня становилась «застольной», то исполнитель, сделавший её супервостребованной, мог считать себя воистину народным артистом. Добиться такого всеобщего признания было крайне сложно, а ещё труднее на протяжении десятилетий удерживать завоёванные позиции.
Удачная баллада, трогательная рифмованная исповедь или забойный шлягер играли важнейшую роль при восхождении солиста на вершину успеха. Азербайджанцу Поладу Бюль-бюль-оглы Мамедову, выступавшему в соавторстве с Расулом Гамзатовым, оказал весомую поддержку «Долалай», ну, а цыган Николай Сличенко приобрёл льготный кредит зрительской восторженности благодаря гениальным строчкам Сергея Есенина, ведь «Клён ты мой опавший» на музыку Григория Пономаренко помнят и любят до сих пор. Узбеку Батыру Закирову пропуск в когорту «бессмертных академиков эстрады» помогли добыть «Девушка и кувшин» Андрея Бабаева и Юрия Энтина, а Георгию Виноградову — легендарная россиянка «Катюша», прославившая Матвея Блантера и Михаила Исаковского.
Надо сказать, что лишь «Нищая» Вадима Козина по своему отображает близкую нам тему потери зрения, когда успешная творческая личность обрушивается с высот благополучия и обожания в бездну беспросветного горя. Классическое сочинение Александра Алябьева на душещипательные стихи Пьера Беранже не кажутся чужеродным явлением между ритмами танцплощадок и цыганскими романсами. Впрочем, так же как «Песня о Москве», подаренная россиянам Тихоном Хренниковым и Виктором Гусевым, а представленная в теноровом варианте Сергеем Лемешевым. Даже «Одинокая гармонь» в таком же звучании, самого что ни на есть «оперного разлива», не вызывает отторжения, хотя консерваторское проникновение в материал всё таки не вполне типично для данного аудиоиздания.
Несомненно, общую картину совершенно не портят Георг Отс и Муслим Магомаев, которые «бархатными» баритонами одинаково виртуозно исполняли арии из опер, мюзиклов и оперетт, а также песни различных стилей и жанров. Хочу заметить, что эстонец и азербайджанец вместе с нежинским евреем Марком Бернесом, который на самом деле — Нейман, входят в состав моей «горячей дюжины» избранных исполнителей. Также моими любимицами с детства были: «белая цыганка» Изабелла Юрьева, ухитрившаяся отметить своё столетие, Гелена Великанова с польско-литовскими корнями, а ещё нынешняя американка Аида Ведищева, точнее, Ида Вайс. Как видно, «природный интернационализм» не спрячешь, да и зачем! Кроме них, моими безоговорочными фаворитами являются: Майя Кристалинская и Мария Пахоменко, Эдуард Хиль и Владимир Макаров, Олег Анофриев и Валерий Ободзинский.
Если бы мне вздумалось составлять собственную концентрированную коллекцию для постоянного употребления, я в репертуаре каждого из них позаимствовал бы не менее пяти колоритных «нетленок на все времена». Конечно, данный выбор сугубо субъективен, но ведь действительно: «На вкус и цвет товарищей нет!» Впрочем, располагая такой обширной базой исходного музыкального материала, в том числе значительным количеством качественных копий первоисточников, любой поклонник ретро мелодий получает возможность создавать собственную фонотеку, добавляя в неё недостающие экземпляры «нотных реликвий».
Наверное, немного не хватало некоторых композиторских голосов, ведь проникновенное исполнение собственных произведений неподражаемо. Впрочем, авторское творчество Булата Окуджавы, Вячеслава Добрынина, Владимира Мигули, Евгения Мартынова и Юрия Антонова было представлено достаточно хорошо. Не забыли об Олеге Иванове и Владимире Шаинском, которые в своё время были членами жюри на крупнейших творческих состязаниях инвалидов по зрению, проводившихся в концертном зале КСРК ВОС. Только вот Владимиру Высоцкому места почему то вообще не нашлось, так же, как и выдающимся русскоязычным вокалистам и поющим киноактёрам, в числе которых выделяются Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский и Андрей Миронов, а кроме того, Любовь Орлова, Анна Герман и Людмила Гурченко. Возможно, эти досадные пробелы будут заполнены в следующих тематических выпусках.
Пожалуй, после Великой Отечественной войны в нашей стране самой востребованной оказалась динамичная музыка Арно Бабаджаняна из Еревана. Его произведения на протяжении нескольких десятилетий брали на вооружение эталонные вокалисты разных национальностей. «Песня первой любви» на слова Гарольда Регистана, так же, как и оптимистичный хит «Счастье пришло», украшали программы азербайджанца Рашида Бейбутова. Нина Пантелеева на концертах и пластинках упорно повторяла: «Говорят», а Владимир Трошин вместе всё с тем же поэтом сопровождал слушателей «По ночной Москве». Естественно, что Жан Татлян, родившийся в греческих Салониках, а потом переехавший в советскую Армению, вскоре стал поклонником этого композитора. Интересно, что гражданин России и Франции, сейчас обосновавшийся в Санкт-Петербурге, облюбовал «Лучший город земли» на стихи Леонида Дербенёва. В свою очередь, Анатолием Королёвым была исполнена «Песня пополам» на стихи Михаила Танича. Для Льва Барашкова во многом определяющим стало трепетное «Сердце на снегу», придуманное Александром Дмоховским, а у Тамары Миансаровой состоялась «Встреча» с творчеством Роберта Рождественского. Народный артист СССР Иосиф Кобзон выбрал «Золотое танго» с текстом Онегина Гаджикасимова. Вадим Мулерман, уезжавший в США, а последнее время проживающий в Харькове, с помощью Михаила Пляцковского, утверждал: «Всё равно мы встретимся». Эмиль Горовец тоже не остался в стороне от модного течения и не прогадал. Ему пришлась по вкусу заводная «Королева красоты» с немудрящим текстом Анатолия Горохова.
Разумеется, в арсенале большинства представителей этой «великолепной десятки» имелись и другие популярные шедевры, ставшие их визитными карточками. Приведу лишь самые яркие примеры. Песенка с чрезвычайно актуальным содержанием «Люблю я макароны» с нотными выкрутасами Нино Рота и русским текстом Юлия Кима неразрывно связана с «эмильным» голосом очень еврейского солиста. Трошинская задушевность гармонично вплелась в «Подмосковные вечера» на музыку Василия Соловьёва-Седого, так же как Барашковская мужественная искренность проявилась «На безымянной высоте» Вениамина Баснера. Что касается поэтичной образности данных культовых песен, то в этом заслуга Михаила Матусовского. Миансаровскую задорность умножил «Чёрный кот» Юрия Саульского, а искренняя детскость певицы заставляет сопереживать призыву Аркадия Островского и Льва Ошанина: «Пусть всегда будет солнце!» Уникальная песенная трилогия «А у нас во дворе» тех же маститых авторов — на счету неувядающего патриарха отечественной эстрады и нынешнего первого заместителя председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В неповторимой палитре советской эстрады издавна преобладали женские краски. Кроме выдающихся вокалисток, которые вывели в свет десятки произведений, были солистки, оставшиеся в памяти поколений, прежде всего, благодаря единственной песне. Коварная судьба сложилась так, что остальные творческие достижения, если они и были, ныне практически забыты. Ружена Сикора в своё время подарила слушателям напев Ольги Ковалёвой «Самара городок», сохранивший и сегодня застольную привлекательность. Раиса Неменова мастерски «нарисовала» жанровую картинку «Текстильный городок». Это лиричное творение Яна Френкеля и Михаила Танича не затерялось и в современном нотном разноцветии. Подобный же успех выпал на долю песни тех же мастеров «Как тебе служится» в исполнении Валентины Дворяниновой.
После названий шлягеров как то не принято ставить какие-либо знаки, но это не мешает девушкам задавать самим себе очень личные вопросы, в действительности не требующие ответов. Лариса Мондрус вместе с Георгием Портновым и Юрием Принцевым интересовалась: «Неужели это мне одной?», а Вероника Круглова при помощи Евгения Птичкина и Феликса Лаубе спрашивала «Зачем ты снишься?» Нина Бродская обращалась к милому: «Ты говоришь мне о любви». В этом ей оказывали содействие музыка Эдуарда Колмановского, а ещё слова Игоря Шаферана и Леонида Дербенёва. Животрепещущую тему личностных взаимоотношений продолжила Галина Ненашева, заявлявшая: «Нет, мой милый». На этот раз музыка была Марка Фрадкина, а слова Евгения Долматовского. Ольга Воронец не побоялась признаться, что уже «Ромашки спрятались», а помог ей Евгений Птичкин вместе с Игорем Шафераном.
Наполовину эстонка Лидия Клемент, выступавшая совсем недолго, осталась непревзойдённой исполнительницей песни Александра Колкера «Карелия». Ирина Бржевская когда то дала путёвку в жизнь теперь архираскрученному шедевру Тихона Хренникова и Михаила Матусовского «Московские окна», а Зоя Рождественская, видимо, была первой исполнительницей песни «Дорогая моя столица». Кстати, благодаря «Антологии» я узнал, что первоначальный текст гимна Москвы с годами претерпел значительные изменения, что лично меня поразило.
Нани Брегвадзе часто исполняла незамысловатую песню «Ой, цветёт калина», написанную Исааком Дунаевским. Композитор сочинил трогательную «любовную жалобу», не восприимчивую к сюрпризам переменчивой среды. Удивительно, что чисто женский текст наизусть помнят даже мужчины, старательно подпевающие своим благоверным. Подобное единодушие является похвальным исключением. В репертуаре грузинки были «Сулико» Вареньки и Акакия Церетели, а также «Снегопад» на слова Аллы Рустайкис, который шёл под аккомпанемент Алексея Экимяна. Видимо, с закавказской дивой могла конкурировать только Людмила Зыкина, вместе с Григорием Пономаренко, воспевавшая «Оренбургский пуховый платок», который просто необходим, когда «Ой, снег, снежок», а он всё-таки «На побывку едет». В последнем случае музыку написал Александр Аверкин. По странному совпадению несомненные удачи великой русской певицы связаны с поэзией Виктора Бокова.
В звёздной череде примадонн нашей эстрады особняком стоит Клавдия Шульженко. «Синий платочек» Ежи Петербургского и Михаила Максимова и «Давай закурим» Модеста Табачникова и Ильи Френкеля стали настоящими звуковыми страницами советской истории. В то же время очень образная «Записка» Николая Бродского и Павла Германа, сюжетная миниатюра «Три вальса» с мелодией Александра Цфасмана, текстом Людмилы Давидович и Виктора Драгунского, а кроме того, «Эх, Андрюша», музыку которого создал Илья Жак, а слова — Григорий Гридов, заняли достойное место среди маленьких «жемчужин» большой лирики.
К этому богатому «пласту» примыкают и «подлинные народницы». Они, в основном, исполняют протяжные напевы и колыбельные, плясовые и шуточные песни, страдания, припевки и частушки, в том числе и собственного сочинения. Конечно, в их запасниках есть авторские работы и произведения отечественных классиков, подходящие по стилю. В «Антологии» соответствующее направление русского фольклора достойно представили Мария Мордасова, в девичестве — Яркина, а кроме того, Лейкина, известная как Русланова, которая удачно разрекламировала на весь мир эксклюзивные русские «Валенки». В её активе была и «Липа вековая» по мотивам стихотворения слепого поэта Ивана Козлова.
Среди полусотни персональных папок выдающихся солистов хаотично располагаются и альбомы, посвящённые творчеству художественных коллективов, а вместо предисловия помещён основополагающий раздел «Ты припомни, Россия». Этот своеобразный мини сборник составили сорок лиричных произведений различной степени популярности без указания авторов и певцов. В остальных тематических главах «музыкальной коллекции» отдельных эпизодов обычно примерно вдвое меньше. Несомненно, заслуживают внимания когда то чрезвычайно знаменитые вокальные квартеты: «Советская песня», «Улыбка» и «Аккорд», а также ансамбль «Орэра». Своё достойное место занимает и замечательный «братский дуэт», в котором спелись два Владимира — Бунчиков и Нечаев. Впрочем, этим исполнителям тоже отведены индивидуальные странички. Здесь же представлен Дважды Краснознамённый академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александрова. Финальная «аудиокнига» всего собрания песенных сочинений называется «Большой детский хор». Она освещает звонкое творчество юных артистов. «Чистые голоса» и наивный репертуар поневоле вызывают сладкие воспоминания о небогатой и всё же очень счастливой школьной поре ровесников космической эры.
Наверное, меня нельзя причислить к истинным меломанам, хотя с давних пор вдумчиво интересуюсь самодеятельным искусством, шоу-бизнесом и развлекательно игровой индустрией в целом, а всё таки некоторых популярных советских певцов ранее знал практически лишь по фамилиям или сценическим псевдонимам. Хочется подчеркнуть, что иногда неувядаемые хиты полувековой давности были мне хорошо известны, а частенько и любимы в исполнении более молодых концертных «звёзд». К приятным подаркам масштабной подборки смело могут быть отнесены репертуарные самоцветы кумиров прошлого. Почти все произведения золотого фонда культурного наследия советской эстрады оказались давними знакомцами ещё по отцовским и даже дедовским пластинкам с единственной песней на каждой из двух сторон многострадальных дисков, помнивших чувствительные прикосновения, а порой и грубые царапанья патефонных иголок. Впрочем, некоторые редкие записи из коллекций любителей граммофонных раритетов на меня произвели неизгладимое впечатление.
К сожалению, многочисленным «сочинениям повышенного спроса», созданным в дебюте двадцать первого века, долгосрочные всенародные триумфы выпадают чрезвычайно редко: наверное, жёсткая конкуренция в шоу бизнесе мешает. Зато лучшие советские образцы содержательного мелодизма почему-то довольно легко «ложились на души» пенсионерам и студентам, простым работягам и женщинам с трудной судьбой. Талантливые звуковые миниатюры становились завсегдатаями праздничных вечеринок и посиделок, свадеб и юбилеев. Они и сегодня в строю, хотя и звучат гораздо реже, чем прежде. Их ретро привлекательность не исчезла, что радует поклонников добротного искусства.
У каждого из нас очень индивидуальные приоритеты и личные привязанности, однако, на мой дилетантский взгляд, «Звучащий век: Антология советской эстрады» в состоянии удовлетворить самые изощрённые потребности преданных поклонников хороших ретро песен. По моему, подобную фонотеку шлягеров недавнего прошлого полезно иметь под рукой, неважно, на флешке или в компьютере, ведь на интернетовских ресурсах совсем непросто отыскать аналогичное, а к тому же предельно компактное издание. Данная библиотечка мини шедевров станет настоящим подарком для всех любителей гармоничных мелодий и содержательной поэзии, у которых теперь неистребимый привкус «душевной ностальгии». Приятного вам прослушивания! Будем с нетерпением ждать новых выпусков, посвящённых вокально-инструментальным ансамблям, авторской песне или харизматичным солистам конца минувшего столетия.

Владимир Бухтияров
Журнал «Наша жизнь» № 4 (2014 г.)